РОСПРОФСОЮЗ.ru - профсоюзный портал
Конфликты | Конфликт на работе: пособие руководителю

Конфликты на рабочем месте – дело вполне обычное. Наверное, не найдется человека, который бы хоть раз в жизни не получил выволочку от начальника или не поссорился с коллегой. В итоге конфликта – испорченное настроение, работа не выполнена, все обижены. Как правильно себя вести в таких случаях? Как избавиться от конфликтов?


Важную роль в возникновении или невозникновении конфликта может сыграть, либо не сыграть, само начальство. Прежде всего, оно несет ответственность за возникновение противоречий и трений в коллективе. Для того, чтобы вовремя предупредить возникновение конфликтов, каждый руководитель должен иметь хоть какое-то представление о причинах конфликтов и способах управления конфликтными ситуациями. Первопричиной появления противоречий в коллективах могут служить как объективные, так и субъективные факторы. Объективные связываются  с условиями работы, финансовым положением сотрудников, уровнем квалификации работника. Субъективные факторы связываются с различиями целей и способами их достижения, несовместимостью характеров сотрудников и их поведения, различными взглядами на ситуации. Одна из главных задач руководителя - создать организационные условия, предупреждающие возникновение любых конфликтов. Например,  равные по статусу коллеги могут спорить и ссориться из-за недостаточно четкого распределения должностных обязанностей. Такая ситуация может возникнуть, когда двое или больше сотрудников выполняют схожие или пересекающиеся функции, к тому же не все сотрудники четко понимают, кто, когда и чем должен заниматься. Очень важным в должностных инструкциях является разграничение обязанностей персонала, чтобы исключить любое дублирование.

 Обычный конфликт возникает примерно следующим образом: люди сперва молчат, долго копят "негативные" эмоции, будучи вынужденными заниматься тем, с чем не согласны. И, при достижении определенной критической точки,  могут просто "взорваться", вызвав конфликт. Как правило, достаточно бывает "вспышки" одного человека, для того, чтобы «цепная реакция» пошла по коллективу.

      Но скандал - это видимое проявления уже давно существующего, пусть и скрытого конфликта. Его основные признаки: люди без особой видимой причины ходят мрачные, откуда-то появляются слухи, сплетни, подчиненные часто берут бюллетень (это простейший выход из неприятной ситуации - "уйти в болезнь"). Руководитель, вовремя заметивший эти признаки, не должен вызывать сотрудников по очереди "на ковер", так как рискует вообще ничего не узнать. Здесь лучшим выходом будет "поход в народ". А если и это не поможет, значит, в свое время начальник не смог заслужить доверие людей. В этой ситуации может помочь или хороший менеджер по персоналу, или специалист-конфликтолог, если такой есть,  или просто сотрудник, которому коллектив доверяет и отправляет его «делегатом»  к начальству: сходи-ка, мол, объясни шефу, что тут у нас проблемы. Если такого человека нет, конфликт может принять закрытую форму, и справиться с ним  потом уже очень сложно.

Добиваемся нормальных взаимоотношений.

Хороший руководитель с самого начала обращает внимание не только на профессиональные качества нового сотрудника, но и на его психологическую совместимость с уже существующим, сложившимся коллективом. Надо привить коллективу высокую корпоративную культуру. А если подобный конфликт уже возник, важно не только разобраться в истории развития конфликтных взаимоотношений и выяснить, кто в нем виноват и кто включен. Нужно грамотно отделить людей, реально принимающих участие в конфликтной ситуации, от просто сочувствующих, которые могут поддерживать одну из конфликтующих сторон, тем самым косвенно влияя своим мнением на взаимоотношения людей и подразделений организации. Начальник должен  вовремя найти причину конфликта и суметь локализовать его. Тогда конфликт  не разрастется, а его последствия могут иметь даже положительный характер.

Ничего удивительного: конфликты нередко имеют положительные последствия. Пусть  они мешают людям работать, приводят к срывам, болезням, пусть отнимают массу сил, нервов, времени. Но они имеют и положительные стороны: рабочие конфликты ярко выявляют все противоречия в организации, позволяя начальнику и самим работникам определить, что необходимо изменить, чтобы дальнейших стычек не случилось, тем самым способствуя переходу организации на более высокий  качественный уровень развития. Конфликты нередко приводят к объединению единомышленников, способствуют расставлению приоритетов, нередко выполняют роль предохранительного клапана для относительно безопасного и конструктивного выхода человеческих эмоций, и приводят к новым деловым контактам, ускоряют самопознания –то есть помогают людям по-другому посмотреть на себя и окружающих.

 


Поиск по сайту:

14 февраля
Мероприятие Строитель России 2

07 августа
Новая теория о ликвидации эксп

21 апреля
Профессия - автомаляр?

12 июня
Сняли с бригадирства во время

26 апреля
Могут ли профсоюзы продавать а

24 октября
Дopoгo пoкупaeм aкции Poccийcкиx

12 февраля
Демократический профсоюз (прое


Реклама